КЕСАЕВЫ (ХЪЕСАТÆ). По народным преданиям, Кесаевы первыми поселилисьв Закинском ущелье, богатом обширными пастби­щами и сенокосными угодьями, способствовавшими разведению мелкого и крупного рогатого скота. Во второй половине XVIII в. в этом ущелье находилось двенадцать небольших селений, принадлежавших в основном отдельным фамилиям. Правда, Кесаевы и Калоевы занимали от трех до шести аулов. Многочисленная фамилия Кесаевых образовала в западной части Закинского ущелья аулы Хушар, Дудута (с тремя боевыми башнями), Ботикау, Даллагкау и Цамелы фаз. Своеобразным центром ущелья являл­ся аул Цамелы фаз — здесь располагались церковь и школа, кроме того, на народных собраниях в этом ауле решались важнейшие вопросы всего Закинского общества, а после вхождения в состав Российского государ­ства здесь находилось Управление Закинским приходом. Эти аулы рас­полагались на большой поляне.Рядом на возвышенном берегу Закадон стоял замок Эба Кесаева. Галуан Кесаевых археологи (В. П. Кобычев, В. X. Тменов)приводят в качестве наглядного примера типичной крупной усадьбы, каковых на Северном Кавказе было немного. В Кесатикау доста­точно хорошо сохранились три боевые башни высотой 7, 5, 11 и 15 метров. Все башни окружены строениями различной степени сохранности и в сово­купности образуют единый архитектурный комплекс замкового типа.

Из памятников аланской эпохи в Закинском ущелье отметим сильно руинированную церковь в селении Кесатикау, приписываемые народу царциат древние кладбища в ряде мест, следы крепостных и жилых построек. Исторические и фамильные предания появление основной массы жителей ущелья связывают с последней волной аланских переселенцев,вытеснен­ных с равнины чингизидами и Тимуром. О происхождении Кесаевых существует несколько версий. Согласно одной из них, родоначальником фамилии был Хъеса — выходец из Грузии. Там у него остался брат Херхаули — основатель княжеской фамилии Херхаулидзе, владевший землями в районе Цхинвала. Между ними и Кесаевыми вплоть до недавнего времени поддерживались родственные от­ношения. По другой версии, Хъеса считается выходцем из Дигории, где прожи­вают однофамильцы Кесаевых.На наш взгляд, все было наоборот: в давние времена какая-то часть закинских Кесаевых перебралась в Дигорию; случилось это так давно, что жители западной Осетии уже в середине XIX в. считали их «своими» по происхождению. Нашу точку зрения подтверждает родословная,записанная в Кесатикау Цоцко Амбаловым в 1921 г. со слов 100-летнего Дохцыко Кесаева.По дан­ной версии, во время Великого поста жители села, скорее всего Кесаевы,устроили пир, сопровождавшийся танцами.В этот момент вдали показался путник.Когда он приблизился к танцующим на поляне, распорядитель об­ратился к нему с просьбой станцевать. Странник оказался больным, и от него заразились все присутствующие на кувде. Очень скоро от этой неиз­вестной болезни вымер весь аул. Спаслась лишь одна беременная женщина. Она была дочерью Гагиевых из соседней Нарской котловины.Эта женщи­на вернулась в родительский дом. Здесь она родила сына и назвала его Алдатом. От него, по словам Дохцыко, и произошли Кесаевы. У Алдата было пять сыновей: Еса (отец известного Эба), Хаматхан, Таймураз и Байндур (пятый умер в младенчестве). Рассказчик не помнил, откуда Кесаевы переселились в Закинское ущелье. По словам старших,отметил Дохцыко, до появления его предков здесь жили Созарита и Голлота,а до них — греки.

Из современных фамилий Закинского ущелья первыми здесь посели­лись Битаровы, затем — Кесаевы, Абаевы, Калоевы, Томаевы и др. Согласно распространенному мнению, Кесаевы сменили прежнее алан­ское население Зака, ушедшее на юг.

Из представителей фамилии, принесших ей славу и уважение сопле­менников, в первую очередь надо назвать члена первого осетинского по­сольства в Петербург (1749—1752) Эба Кесаева — Елисея Лукина, сына Хетагова, как его называли источники той поры. В юности родители от­правили его в Грузию, где он принял христианство и получил духовное об­разование. У себя на родине пользовался поддержкой социальных верхов осетинских обществ; не случайно он был женат на дочери одного из влия­тельнейших феодалов Дигории — Кубатиева. Несмотря на духовное образование, Елисей Лукин прославился как талантливый военачальник.Архивные документы характеризуют его как жителя «Заховского уезда,родственников, свойственников и прочих по­слушных имеет до двух тысяч,которого во время военное все осетинцы имеют за главного своего полководца и повелениям его тогда покоряются».Российская дипломатия активно выясняла сословную принадлежность осе­тинских послов, чтобы знать, с кем имеют дело.По собранным данным, «все осетинцы ни царя, ни князя, ни инаго какого владетеля над собою никого не имеют, а старшин, коих они сами себе в старшинство из фамиль­ных междо собою умных и честных по природе людей выбирают. Хетагов издревле из осетинских есть жителей,а именно с. Нижний Захи и над про­чими того Нижне-Захинского села жителями природный, по отце и деде своем старшина и послушных де себе, как и зродственников и свойственни­ков своих, так и из прочих тамошних жителей имеет до 2-х тысяч человек. И во время де военное все осетинцы имеют его, Хетагова, за главного свое­го полководца и тогда повелениям ево все ж повинуются».

Показателен реестр вещей, привезенных с собою Елисеем Хетаговым в Россию: «одно ружье,золотом насеченное с серебряными обоицы; две сабли, ефесы оправлены серебром; пояс один, на котором бляшки золотые; натруска золотая; одно седло, серебром оправлено; одна узда с пахвями, серебром оправлена; одне нарушни, серебром оправлены; шишак, серебром оправленный; четыре стакана серебряных двух рук».

Устная традиция рисует Эба как человека высокого роста, стройного, сильного,необычайно мужественного, владевшего несколькими языками. Явным преувеличением является утверждение предания об участии Эба в войнах России и получении им генеральского чина. Домой он вернулся с многочисленными ценностями, включая кованый сундук, наполненный медными монетами. Из них местные мастера выковали огромный котел для приготовления пива,в народе названный Эбайы аг (котел Эба). Еще в 20-х гг. XX в. закинцы пользовались котлом для варки пива к большим семейным и общественным торжествам.

Еще один представитель Кесаевых, после крещения Павел Генцауров, вошел в историю Осетии как создатель первой осетинской графики на основе русского алфавита. Павел единственный из осетин окончил Астраханскую духовную семинарию.Свободно владея русским и гру­зинским языками, он в 1745 г. по приглашению архимандрита Пахомия начал работать в Осетинской духовной комиссии.Последняя занималась миссионерской деятельностью не только в Осетии, но и на всем Северном Кавказе. Особых успехов в деле распространения христианства среди осе­тин комиссия не добилась.

Главным препятствием для успешной деятельности Осетинской духов­ной комиссии являлось то, что не все работавшие в ней грузинские и рус­ские духовные лица знали осетинский язык. Необходимо было подготовить миссионеров из числа местных жителей. С этой целью в 1764 г. в Моздоке открыли церковную школу для обучения осетинских детей, преимуще­ственно старшинских. Поначалу это не давало необходимого эффекта, т. к. обучение проходило на русском языке. Назрела необходимость обучения осетин и проповедования христианства на родном языке. Эту задачу стали выполнять архиерей Моздокский и Маджарский Гай(Токаев) и Павел Генцауров(Кесаев). Они создали первую осетинскую азбуку на основе древнеславянских букв кириллицы и перевели на осетинский язык книгу «Христианского учения» (катехизис),«Начальное учение человеком, хотящим учиться книг божественного писания». Ее напечатали в 1798 г. в Московской синодальной типографии. С этой книги фактически начина­ется история письменности на осетинском языке.

Дигорские Кесаевы, в частности Сабаз, значатся среди первых жи­телей Христиановского.Марза Кесаев входил в группу организаторов выступления христиановцев 30 декабря 1884 г. По рассказу С. Такоева, в 1902 г. в Христиановском уже существовала группа радикально настро­енных учителей,студентов, части крестьян. Среди них отметим студента Георгия Кесаева.Активистом группы являлся Колка Кесаев — впослед­ствии один из организаторов партии «Кермен». Прекрасный оратор, он проводил большую работу за пределами Христиановского, например, в депо станции Беслан. Активными участниками крупного выступления крестьян в июне 1905 г. были Царай, Карамурза и Колка Кесаевы.

Интеллигенция Христиановского по праву записала в свой актив от­крытие летом 1903 г. общественной библиотеки. Вскоре в ревизионную Комиссию правления был избран учитель Савва Кесаев.

Немало жителей Христиановского получили высшее образование, в том числе экономист В.М. Кесаев, преподаватель Г. М. Кесаев,народ­ные учителя Марк и Дзафа Кесаевы.Уже в годы советской власти заслу­женным авторитетом пользовалась учительница Дарья Кесаева.

О происхождении Кесаевых у старейшин фамилии есть два варианта предания.Согласно первому, предок фамилии Кеса прибыл из Грузии. Там остался его брат Херхеули. От него произошла фамилия князей Херхеулидзе. Он был алдаром в Южной Осетии. До недавнего времени между Кесаевыми и Херхеулидзе были родственные отношения.

Согласно второму ваританту, Кеса был выходцемиз Дигорского уще­лья. Проживали Кесаевы изначально в Зака. Оттуда в давние времена некоторые из них переселились в Дигорское ущелье.

В Закинском ущелье житель аула Кесаевых Дахцико в XIX в. рас­сказал вариант предания, по которому Кесаевы из Заки были аланского происхождения.

Среди Кесаевых немало известных людей. Астан Николаевич Кесаев (1914—1977) — Герой Советского Союза, капитан 1 ранга. Он был ко­мандиром подводной лодки«М-117» 8-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени,орденами Отечественной войны I степени,Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

Именем героя названы улицы в городах Дигора и Владикавказ, школа, в которой он учился.В городе-герое Севастополе, в котором А. Н. Кесаев воевал и служил после войны,также есть улица, названная его именем.

Станислав Магометович Кесаев (1958 г. р.) — депутат Парламента РСО — Алания, заместитель председателя парламента, профессор,за­ведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета.