ТХОСТОВЫ (ТЫХОСТАТÆ). Фамильное имя в осетинском произношении Tyxostata восходитк Tyxost—антропониму одного из ду­хов осетинской мифологии, какое-то время и после принятия христианства остававшегося воинственным и грозным богом предков. Имя святого доре­волюционные исследователи переводили как «сильный, силач». В словаре В. И. Абаева имя этого духа-покровителя переведено как «сильный,силь­но». Ж. Дюмезиль, разбивая этноним на составные части — tux«сила»+ waz«(священное)слово», — присоединился к трактовке,данной в словаре Миллера—Фреймана слову tyxost—«сильный», «энергичный» на основа­нии более эмоционально окрашенного смысла:«с сильным, зычным голо­сом». По словам французского ученого, данный эпитет,ставший именем святого, возможно,«подменил собой в сутолоке истории неизвестное нам имя скифского Ареса»— бога войны. О былой воинственности святого Тыхоста свидетельствует то, что «этот дух интересовался не только по­единками и охотой в воздушном пространстве, но и опасностями, грозя­щими людям».

Его изначальной «областью» являлись оборона и бой; сле­довательно, по своим основным функциям данный святой поначалу был близок к Уастырджи. Однако со временем изменившиеся условия жизни и смена основных занятий народа привели к изменению функций Тыхоста, оттес­ненного на задний план Уациллой. По словам Ж.Дюмезиля, Тыхост стал своеобразным«компаньоном и заместителем» Уациллы.Фольклорное отражение изменения функционального назначения божества выразилось в том, что «он в виде всадника в прежние времена выезжал на тревогу(фаедис), но перестал являться с тех пор,как однажды мальчишки вызвали его в шутку» (В. Миллер).

Родословная Тхостовых восходит к легендарному прародителю тагаурских алдаров —«царевичу Тага»; отсюда и второй социальный термин, которым обозначались феодалы Восточной Осетии, — «тагиата».В гене­алогической таблице уазданлагов Тхост значится правнуком родоначаль­ника алдаров: «Тхоста — дети Алдата, сына Камбиева, сына Тагаурова». Тхоста вместе с «Алдате и Мамсоре жили в селении Даргавсе на речке того же имени».

В списке тагиатов 1851 г., сословным комитетом признанных алдарами,значатся Тхостовы. Чиновники комитета,тщательно изучившие сослов­ный вопрос,из всей фамилии особенно выделили поручика Гадо: «По про­исхождению и поведению достоин (титула «алдар»),пользуется особым почетом и имеет влияние на народ». Всего алдарами былопризнано 16 дво­ров (56 душ мужского пола) Тхостовых.

По тем же документам, предки фамилии издавна жили в Даргавсе, где и в середине XIX в.оставалось еще несколько их дворов;другие же, пере­селившись на равнину, в Даргавсе сохранили за собой земельные угодья. Тот же Гадо, по данным комитета, «в горах, в Даргавсе имеет много земли, а живет на плоскости».В прошении на имя генерал-лейтенанта Грамотина, председателя Комитета по определению поземельных прав горцев,алдар Оханука Тхостов писал, что дед его жил в Даргавсе «на собственно ему принадлежавших хлебопашных и сенокосных землях, существующих и по настоящее время».

Со временем Тхостовы обзавелись землей и жильем и в других населен­ных пунктах Осетии. Так, Эльзаруко «в горах, в Кобани имеет малую часть земли, а живет на плоскости». Эльмурза, Аслангирей, Знаур,Тотрадз «в горах имеют земли достаточно,а живут на плоскости». Асланбек, Бидас,Кази, Куцык и Давид «в горах имеют земли в малом количестве и там же живут, а на плоскости земли не имеют». Интересно,что один из сыновей Давида — Цомак —«в горах имеет земли порядочное количество», в то время как старший сын— Дохчуко — «в горах земли не имеет, а живет на плоскости». Остальные дворы Тхостовых, судя по собранным чинов­никами сословно-поземельных комитетов и комиссий, в середине XIX в. в горах собственности не имели и жили на равнине.

Здесь же отметим, что по переписи 1866 г. в Даргавсе насчитывалось 166 дворов,принадлежавших семьям из 44 фамилий.Наиболее много­численными были Токаевы(15 дворов), Батиевы (13), Тхостовы (11),Мамсуровы (8); они «поселились в Даргавсе так давно, что об этом в па­мяти жителей не сохранилось даже преданий».

Незадолго до присоединения к России источники фиксируют Тхостовых в Алагирском ущелье— в ауле Скалдзна Мизурского прихода;отмечены они и среди жителей Ксурта. В 1808 г. Хазмурза и Алдаруко Тхостовы по предложению коменданта Владикавказа генерал-майора Ивелича вме­сте со своими семьями «переселились из гор и водворились при крепости Владикавказской».Братья, «приложив особенное старание,убедили мно­гих горцев к подобному переселению, чрез то населена Владикавказская осетинская слободка».Переселившиеся вместе с Тхостовыми горцы по­строили дома вокруг Осетинской церкви на улице Рождественской (ныне ул. К. Хетагурова). Слободчане принимали активное участие в охране кре­пости.При ее обороне от набегов «разных хищников» погибли Хазмурза с сыном Мамсуром. В ходе военной экспедиции в Северную Осетию в 1830 г. генерал Абхазов уничтожил аул Кобан. Жители были «выведены с имуществом из домов, кои тогда же частью истреблены огнем и частью разрыты до осно­вания… 6 каменных башен взорваны на воздух». 80 дворов кобанцев вре­менно разместили по селам вокруг Владикавказа.Весной следующего года 50 дворов обосновались на правом берегу Гизельдона,«на правой стороне Военно-Грузинской дороги, между Архонским и Ардонским укрепления­ми». Среди первых жителей нового селения, названного Нижний Кобан, были семьи Барза и Гыбыла Тхостовых.

Осенью 1853 г. по инициативе «крупного и влиятельного алдара по­ручика Гадо Тхостова» на восточной окраине Тулатово (Беслан) посели­лись Гадо, его близкие родственники Науруз, Эльзаруко, Цара и Куцык Тхостовы с 12 дворами кавдасардов.В 1858 г. за 5 дворами Тхостовых закрепили «в потомственное владение» отмежеванные ранее 1125 десятин земли. Позднее поселок Тхостова слился с Бесланом.

Часть Тхостовых в 60-х гг. XIX в. переселилась в Турцию. Удивитель­но то, с какой степенью точности их потомки знают свою родословную. В частности, в составленной в 1989 г. родословной Елхана Дирисовича Тхостова отмечено пять поколений, начиная с прадеда Исламбега(Самбега), с указанием дат жизни каждого члена родословной. Показательно также,что в «женской» части генеалогической таблицы учтена не только фамильная принадлежность жены каждого из Тхостовых,но и девичья фа­милия каждой тещи. История генеалогии Елхана начинается в 1864 г., когда его прадед Исламбег вместе с двумя сыновьями — Уразом и Маулутом —покинул родину. В группу переселенцев входили также Абисаловы, Тугановы,Кубатиевы, Кантемировы, Сатаровы и др.В Турции они осели в с. Хамыли у г. Карс.Почти сто лет они оставались в этом селе, лишь в 1955—1960 гг. молодежь стала перебираться в Истанбул (именно так столица Турции обо­значена в родословной), Бурсу, Бандырму. Среди правнуков Исламбега врачи, офицеры армии и полиции, учителя, юристы и фабричные работники.

Исламбег (1816—1877) был женат на Фатиме Цагараевой (1822— 1899). Из четырех его детей выжили двое — Ураз (1849—1910) и Маулут (1857—1920). Последний в 1887 г. женился на дочери Сулеймана Сапарова Хатидже (1866—1934). В родословной указана и мать Хатиджи — Майранкыз Хетагурова. В числе девяти детей Маулута вторым ребенком был Дирис (1891—1956).Интересно, что он и его старший брат Сафар (1888—1939) были женаты на родных сестрах — Кабахан (1898— 1986) и Дибахан (1895—1966) — дочерях Ибирхана Дзарахматовича Цаликова. Матерью сестер указана Дзыги (1869—1963) — дочь Алти и Ахба Хосоновых.Дети младшего сына Сафара — Елхана (1942 г. р.) — живут в Бандырме.

На протяжении всего XIX в. мужская половина оставшихся в Осетии Тхостовых делом чести считала службу в российской армии. Хорошо из­вестно стремление осетин к образованию, включая военное;многие стре­мились отправить своих детей в конно-горский дивизион в Варшаве,в ка­детские корпуса и другие военные учебные заведения Санкт-Петербурга. В 1848 г. среди воспитанников военных учреждений столицы империи зна­чится Кавдин Тхостов.

Существенную роль в становлении военной интеллигенции осетин сы­грал основанный в 1828 г. Собственный Его Величества Императорский конвой (с правами старой гвардии). Его численность была крайне ограни­ченной,а кандидатов на службу в конвое отбирали тщательно. Претенден­тов было так много, что даже кандидатов определяли жребием. В ноябре 1868 г. в число претендентов попал сын Гадо Тхостова — Гетагаз. Как отмечал начальник Владикавказского военного округа полковник Эглау, «особенное внимание на себя обращают как отличным поведением и наезд­ничеством,так и хорошим вооружением и одеждою алдар Гетагаз Гадоев, сын Тхостов, и баделят Хазби Игнатьевич, сын генерала Туганова». После тщательной проверки в январе 1869 г. 22-летний Гетагаз Тхостов попал в список «молодых людей, избранных для укомплектования 2-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона императорского конвоя». В Русско- турецкой войне он в чине офицера 1-й сотни знаменитого Осетинского дивизиона совершил немало подвигов. В той же сотне служили Ашахмат,Бекмурза и Хасико Тхостовы, во второй сотне — еще трое Тхостовых. В списке офицеров-осетин,Георгиевских кавалеров, числится Тимофей Тхостов.

Однако не только на полях сражений утверждался авторитет фамилии. В XIX в. получили известность и признание специалистов исследования од­ного из первых осетинских этнографов — Инала Гадоевича Тхостова. Еще в ставропольской гимназии он написал несколько краеведческих работ, в том числе весьма содержательный очерк об осетинских ворожеях. Учился Инал на «отлично». О его успехах красноречиво свидетельствует тот факт,что он в компании с абазином Адиль-Гиреем Кешевым стал победителем в литературном конкурсе ставропольской гимназии 1858 г. Отмечая несо­мненные достоинства работы И. Г. Тхостова, преподаватель В.Юхотников на страницах газеты «Кавказ» привел отрывок из конкурсного сочи­нения Инала, а в целом признал его «действительно замечательным».

После окончания гимназии в 1859 г. И. Г. Тхостов сначала служил присяжным ходатаем по делам туземцев в Ставрополе, затем —во Влади­кавказе, где работал в должностях столоначальника и чиновника по особым поручениям при канцелярии начальника Терской области. Как чиновник И. Г. Тхостов заслужил репутацию порядочного и грамотного служаще­го.Приведем выдержку из его характеристики:«Коллежский секретарь Иналук Тхостов.Происходит из тагаурских алдар, в среде которых отец его, поручик Гадо Тхостов,пользовался огромным влиянием. Как лицу, вполне преданному нашему правительству, Гадо Тхостову при главноко­мандующем князе Воронцове было поручено управление Ингушским пле­менем, сохранением им в среде этого племени порядка только и было облег­чено спокойствие г. Владикавказа».И. Г. Тхостов умер, ничего не оставив своим детям. Благодаря заботе генерал-лейтенанта барона Вревского,Ина­лу Тхостову «дано образование в гимназии, а затем в Московском уни­верситете, где он окончил курс весьма успешно». Быстро продвигался по гражданской службе. В 70-х гг. XIX в. был «старшим чиновником особых поручений при начальнике Терской области. Имеет награды за службу».

Среди научных друзей Инала самой колоритной фигурой являлся Всеволод Миллер, для которого Инал собирал осетинские тексты. Из соб­ственных публикаций этнографа выделим статьи «Знахари и знахарство в Осетии» и особенно «Верования осетин» — одно из первых исследова­ний праздничной обрядности осетин. Статья содержит ценные сведения о главных покровителях осетинского пантеона — Уастырджи и Уацилла. Первого, как подчеркнул И. Г. Тхостов, осетины называют лагты дзуар (покровитель мужчин). Его имя не смеет произносить ни одна женщина, ибо по обычаю «женщины не должны говорить о родственниках по мужу, называя их по имени, следовательно,не должны произносить и имени свя­того покровителя мужчин». Привлекают внимание небольшие наброски о народных праздниках осетин, некоторые из которых, начиная от Цыппурс и кончая Кардагхассан,по мнению И. Г. Тхостова, сформировались под влиянием христианства. Цыппурс — «чисто христианский праздник, отмечается в честь рождения Иисуса Христа, около 25-го декабря». Кардагхассан — «кошение травы, празднуется в день Троицы». Впервые в литературе описаны обряды и верования, связанные с Ног дзуар — святи­лищем жителей Кани, Тменикау и переселенцев из этих аулов на равнину.

Исследования И. Г. Тхостова не потеряли своей научной значимости и в наши дни. Говоря словами В. Миллера, Инал Тхостов и другие предста­вители первой волны национальной интеллигенции «достойны того, чтобы родная Осетия поставила им рукотворный памятник, на котором значились бы все их имена как имена осетин, создававших и распространявших осе­тинскую письменность, национальную школу и науку».

Еще одним интересным представителем фамилии является Саукудз Цораевич. Родился в Беслане в 1870 г., рано стал сиротой.Начальное образование получил в Ставропольской гимназии, куда был зачислен «на казенный счет». Благодаря помощи земляков-студентов, обучение продол­жил в Петербурге. Восприняв идеи разночинцев, Саукудз решил построить у себя на родине школу и посвятить свою жизнь просветительской деятель­ности.Чтобы заработать деньги для строительства школы, он вместе с груп­пой студентов из Петербурга выехал на строительство Восточно-Китайской железной дороги.Впечатления от поездки во Владивосток позднее легли в основу книги «Путевые очерки ирона» (1912). Проведя несколько лет на Дальнем Востоке, С. Тхостов в 1900 г. вернулся в Беслан и принялся за строительств ошколы. Через три года осуществилась его мечта — в Беслане была открыта первая русская школа. Его представления о педагогике, сфор­мировавшиеся под влиянием разночинцев, не совпадал ис официальными установками. За «непочитание начальства» его сослали в Чечню. Лишь после победы советской власти ему позволили вернуться к педагогической деятельности на родине. С. Ц. Тхостов участвовал в развитии народного образования в Осетии, параллельно занимался краеведческой работой.

Другой представитель бесланской ветви фамилии,Афако, внес ог­ромный вклад в становление здравоохранения в Осетии. Надо сказать,что если одни зажиточные горожане (Гака и Александр Гутиевы, Борис Фриев) «ради просвещения братьев своих по вере, а равно привлечения в лоно святой церкви окружающих иноверцев» жертвовали деньгии строй­материалы на сооружение церковно-приходской школы и храма, то алдары Тхостовы большие средства вкладывали в здравоохранение. Касполат и Казбек Тхостовы своего младшего брата Афако отправили на учебу в Петербург.К моменту его возвращения уже была готова больница на 40 коек, окруженная большим фруктовым садом и прогулочными дорожка­ми. Первая в осетинских селах«Тхостовская» лечебница приняла больных в конце мая 1909 г. Молва о высокой квалификации, доброте и культуре тулатовского лекаря Афако Тхостова разнеслась по всей Осетии. Хотя за лечение надо было платить, для малоимущих всегда делались исключения. Исключений было так много, что они скорее являлись правилом.